?

Log in

No account? Create an account

Еврейская антивоенная песня - laplandian — LiveJournal

Aug. 10th, 2008

11:28 pm - Еврейская антивоенная песня

Previous Entry Share Next Entry

Итак, совершенно неожиданная война в Грузии. Интернет кипит всевозможной пропагандой, от фашистских обвинений в злокозненности грузин или русских, до анархических рассуждений о зле государства и армии. Я тоже думал распиарить что-нибудь на эту тему, против государства. Проблема в том, что мне трудно писать о политике. Вовсе не потому, что политические проблемы меня не волнуют - как раз наоборот. Но мне крайне неприятно заниматься анализом деятельности чиновников, военных и СМИ; эта тема вызывает у меня примерно такие же брезгливые чувства, как некрофилия или копрофагия.

Лучше поделюсь с дорогими френдами еврейской песней времен Первой мировой войны - большое спасибо Илье Верховскому.

Песня была записана на винилу в Америке, в 1923 году, неким малоизвестным автором Давидом Медовым.




אין שטעטל ניקאָלאַיעוו און לעבן שוואַרצן ים,
געליבט האָב איך מײַן שׂרהלע דרײַ יאָר נאָכאַנאַד.
געליובקעט און געסמאָטשקעט, איך האָב געפֿילט אַ טעם,
ווען מיר פֿלעגן שטיין צוזאַמען בײַ דער וואַנט.

צוזאַמען פֿון דער אַרבעט געגאַנגען אַלעמאָל,
איך בין געווען אַ סלעסאַר, געאַרבעט אָן אַ צאָל,
און שׂרקע די מאָדיסטקע האָט אויף מיר געוואַרט -
גאָט איז מיר אַן עדות, איך האָב דיך נישט גענאַרט.

זאָרג ניט ליובע מײַנע, איך וועל נאָר דײַנער זײַן,
פֿון פּריזיוו זיך באַפֿרײַען - וועסטו ווערן מײַן.
אַ חופּה וועל׳מיר שטעלן אין דער גרויסער שיל,
און ברכות וועט אונדז מאַכן דער חזן משה־שמואל.

די שענסטע מחותּנים וועלן בײַ אונדז זײַן:
יאַנקל־וואָדאָוואָזניק און בערקעלע־פּאַצאַן,
וועלוול־באַלעגאָלע און יאַנקעלע־פּאָדליעץ,
איציקל דער שנײַדער און פֿײַוול דער קוזניעץ.

קלעזמאָרים־מוזיקאַנטן וועלן זינגען - אַך!
מיר וועלן שפּרינגען־טאַנצן אַ טאָג מיט אַ נאַכט.
נאָכדעם וועל׳מיר עסן די גאָלדענע יויך,
אויך אַ זיסן צימעס און אפֿשר עפּעס נאָך.

דער פּריזיוו איז געקומען, כ׳בין געוואָרן אַ סאָלדאַט.
מע האָט מיך צוגענומען, געזאָגט מיר "טי נאַש בראַט",
צעשטערט מײַן שיינע ליבע, צעבראָכן מיר מײַן גליק,
באַגלייט האָט מיך מײַן שׂרהלע מיט אַ טרויער־בליק.

אין שטעטל ניקאָלאַיעוו איז שׂרהלע אַליין,
נישטאָ קיין פֿרײַנט, קיין אייגענע - עלנט ווי אַ שטיין.
זײַ געזונט, מײַן חתן, שרײַבט זי מיר אַ בריוו,
דו זאָלסט מיך אייביק טראָגן אין דײַן האַרצן טיף.

אין אַ מיטוואָך נאָך דער אַרבעט איז דאָס שרעקלעכע געשען:
געפֿונען האָט מען שׂרהלען מיט פֿאַרקלעמטע ציין.
אַ פֿלעשעלע פֿון סם, אין האַנט אַ בריוו צו מיר:
"זײַ מיר מוחל, טײַערער, איך בענק צו שטאַרק נאָך דיר..."


Перевод Ильи на русский, с моими уточнениями:


В местечке Николаев и у Черного моря,
Любил я мою Сурэлэ три года подряд.
Целовались-миловались, и было хорошо,
Когда стояли вместе мы с нею у стены.

С работы возращались вместе всякий раз.
Я был обычный слесарь, работал без конца,
А Сарочка-модистка, она меня ждала,
Бог свидетель, что я тебя не обманывал.

Спокойна будь, любимая – я буду твой навек,
Освобожусь с призыва и будешь ты – моей.
Хупу с тобой поставим в большой синагоге,
Благословит наш брак кантор Мойше-Шмил.

Сваты - ну просто праздник – будут там у нас:
Янкель-водовозник и Беркеле-"пацан",
Велвл-балагула и Яшка-"подлец",
Ицикл – портной и Файвл – кузнец.

Музыканты-клезмеры споют, сыграют – ах!
Мы будем прыгать-плясать день и ночь,
Потом поедим золотую уху,
Сладкого цимеса и может что-нибудь ещё.

Но призыв тут начался, и я стал солдатом.
Забрали меня, сказали мне: "Ты наш брат".
Порушено всё счастье, поломана прекрасная любовь,
Провожала моя Сара взглядом горестным меня.

В местечке Николаев – Сарочка одна,
Ни друзей, ни родных – одинока как камень.
Прощай, прощай, жених мой – пишет мне в письме,
Чтоб всегда носил меня ты в сердце глубоко.

В среду на неделе – вдруг страшное стряслось:
Нашли мою Сурэлэ со сжатыми зубами,
А рядом фляжка с ядом, в руке письмо ко мне:
"Прости, мой дорогой – меня убила тоска по тебе…"


Я думаю, что антивоенные песни именно такими и должны быть. В этой песне нет ни капли пафоса, надрывного охания или политических призывов. В ней есть только реальность и мрачноватый юмор. Эта песня, в отличие от большей части современного антивоенного творчества, написана человеком, реально пережившим войну, на основе реальных трагедий народа. Надо заметить, что тут нет ни слова о самой войне - ее отвратительность очевидна. Речь идет о том, как служба в армии - безо всякой войны - отнимает счастье и жизнь у человека.

Comments:

[User Picture]
From:kerbale
Date:August 11th, 2008 05:30 am (UTC)
(Link)
!א הארציקן ישר-כוח אייך
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 11th, 2008 05:55 am (UTC)
(Link)
Необычная песня. Это уже было после отмены кантонистов? Т.е. на 25 лет уже не забирали? Довольно много евреев забрали в армию во время русско-японской войны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 11th, 2008 06:02 am (UTC)
(Link)
Да какие же кантонисты? Речь идет о Первой мировой. Хотя, может и о русско-японской войне. Во всяком случае, вполне соответствует обстановке начала 20 века.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 11th, 2008 01:47 pm (UTC)
(Link)
Да, что-то не сообразил. Кантонистов отменили в 1856.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 11th, 2008 06:07 am (UTC)
(Link)
Тут 25 лет не нужно - вполне достаточно и двух. Я знаю конкретные случаи солдат, которые вешались от дедовщины, и девушек, которые садились на героин от тоски и помирали. Не говоря уже у множестве людей, которых армия изуродовала морально и физически. Что в России, что в Израиле.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aidishemame
Date:August 11th, 2008 02:11 pm (UTC)
(Link)
"Надо заметить, что тут нет ни слова о самой войне - ее отвратительность очевидна."
Ништ але мул." Милхемес мицве" ,цим байшпил. Виазой а мицве кен зайн эклхафтик?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 11th, 2008 09:05 pm (UTC)
(Link)
Виазой а мицве кен зайн эклхафтик?

Запросто. Развод считается одной из заповедей, хотя Талмуд сравнивает его с разрушением Храма; существуют заповеди об отношении к рабам, предназначенные для минимализации несправедливости в заведомо несправедливом обществе; существует заповедь о смертной казни для разных грешников, хотя рабби Акива заявил, что будь он во главе Санэдрина, ее никогда бы не применяли.

30 с лишним веков назад, когда евреи захватили Ханаан, люди жили в совершенно другой, непонятной нам обстановке. Замечу, что централизованной власти у евреев тогда не было, как писал Шмуэль: каждый делал, что угодно в его глазах. Неизвестно даже, сколько в танахических описаниях войн буквальной реальности, и сколько аллегорических намеков. Во всяком случае, в мидрошим они толкуются зачастую весьма нетривиальным образом.

Хасидские цадики утверждают, что пророчества об эсхатологических "войнах Мошиаха" не следует понимать буквально. Поэтому милхэмэс-мицвэ - это давно ушедшие реалии далекого прошлого. Речь идет о сегодняшнем дне.

Я отнюдь не пацифист и признаю право народа на вооруженную борьбу против внутренних или внешних угнетателей. Партизанская война или борьба конкретного человека против конкретного врага - зачастую справедлива, однако националистические разборки и имперские войны государств - отвратительны. К примеру, безусловно справедливая борьба конкретных людей против нацизма была превращена советским правительством в империалистическую войну и породила националистический культ "русского солдата-победителя". Это вещи противоположного знака.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 12th, 2008 02:29 am (UTC)
(Link)
Что в принципе не отменяет практической необходимости иметь армию для оборонительных целей. Порой соседи бывают полными варварами не ценящими человеческую жизнь ни в грош. От таких без армии - не защититься даже при всём желании соседствовать мирно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:aidishemame
Date:August 12th, 2008 02:40 am (UTC)
(Link)
"30 с лишним веков назад, когда евреи захватили Ханаан, люди жили в совершенно другой, непонятной нам обстановке. Замечу, что централизованной власти у евреев тогда не было, как писал Шмуэль: каждый делал, что угодно в его глазах. Неизвестно даже, сколько в танахических описаниях войн буквальной реальности, и сколько аллегорических намеков. Во всяком случае, в мидрошим они толкуются зачастую весьма нетривиальным образом".
Мит андере верте,томер их хоб айх гит фарштанен:"Это было давно и не правда"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 12th, 2008 03:32 am (UTC)
(Link)
Войны бесспорно были, однако разные комментаторы их описывают совершенно по-разному, мин акоцэ эл акоцэ, старясь подчеркнуть их вынужденный или оборонительный характер.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 12th, 2008 03:25 am (UTC)
(Link)
Я с этим не спорю. К примеру, у Махно была организованная армия - самоуправляемое добровольное народное ополчение без иерархий.

Замечу только, что в большинстве случаев теории о "варварстве соседей" служат оправданием варварства собственного государства и националистических группировок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 12th, 2008 02:30 am (UTC)
(Link)
В том смысле что в том или ином виде нужна именно организованная армия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 12th, 2008 03:29 am (UTC)
(Link)
В мирное время никакая армия не нужна. В случае необходимости нужно народное ополчение или отряды самообороны. Государство тут ни при чем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 12th, 2008 03:34 am (UTC)
(Link)
Это определяется стратегической ситуацией. При всём желании кустарному ополчению будет слишком сложно воевать против профессионально обученной армии с тяжёлым вооружением.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:August 12th, 2008 04:06 am (UTC)
(Link)
Почему кустарному? Многие партизанские и сепаратисткие группировки обучают и вооружают своих бойцов не хуже, чем государственные армии, несмотря на нелегальный статус. Армейская иерархия тяжеловесна, управляется чиновниками и генералами-маразматиками, и поэтому не способна на спонтанные действия и быстрое принятие тактических решений. Она служит интересам государства, а не народа.

Кто устраивает войны? Государства, или рвущиеся к власти группировки. Стратегически логичнее всего всем сторонам конфликта восстать против армейской службы и государства, толкающего их на войну.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:August 29th, 2008 05:02 pm (UTC)
(Link)
На upload.net хостинг накрылся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:November 1st, 2009 01:19 am (UTC)
(Link)
Перезалил песню сюда (т.к. спрашивали где она он-лайн):
http://shtetl.koshergate.org/lider/yiddish/in_shtetl_nikolayev_duvid_medof.ogg
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:bahaltener
Date:November 1st, 2009 01:21 am (UTC)
(Link)
Можешь просто вставить такой код в сам постинг:

<audio src="http://shtetl.koshergate.org/lider/yiddish/in_shtetl_nikolayev_duvid_medof.ogg" controls>
Ваш браузер не поддерживает audio tag. Установите себе нормальный, типа Firefox, Chrome или Opera!
<a href="http://shtetl.koshergate.org/lider/yiddish/in_shtetl_nikolayev_duvid_medof.ogg">Прямая ссылка.</a>
</audio>
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:laplandian
Date:November 1st, 2009 01:24 am (UTC)
(Link)
Спасибо! Поменял.
(Reply) (Parent) (Thread)