laplandian (laplandian) wrote,
laplandian
laplandian

Category:

Горизонты Шамбалы (продолжение)

Блин!!! Нажал куда-то не туда, и стер по ошибке свой пост. К счастью, он остался на браузере. Восстанавливаю:

Итак, поскольку большинство френдов не заинтересовались моим предыдущим постом о загадочном сооружении (Горизонты Шамбалы), расскриниваю немногие полученные ответы. Вот что предположили френды:

1. Россия? Какой-нибудь буддистский храм?
2. Цыганский посёлок? Украина или Молдавия?
3. Тува?
4. Похоже на какую-то среднеазиатскую синагогу.
5. Синагога в Иране или Азербайджане.
6. Караимский храм в Таджикистане или Узбекистане.
7. Синагога, создатели которой владели санскритом.
8. Синагога в Восточной Европе (правильный ответ)

В общем, большинство ответивших интуитивно отметили связь с буддизмом, Индией, Дальним Востоком или Персией. Оно и не удивительно: ведь это здание поразительно похожа на пагоду, а разноцветная мистическая роспись ее интерьера - на буддийскую мандалу. Эта синагога стояла в Снядово (восточная Польша), однако фотография интерьера - из Ходоровской синагоги в западной Украине, поскольку ее интерьер лучше всего сохранился.

На мой взгляд, мы здесь сталкиваемся с поразительным феноменом, который ломает стереотипные представления соотношениях восточной и западной культуры вообще, и еврейской культуры в частности. Большинство популярных книг утверждают, что у евреев не существует особой традиции синагогальной архитектуры. На самом деле, это неверно. Совершенно особая архитектурная традиция была распространена на огромной территории в Восточной Европе, прежде всего в Литве, и достигла расцвета в 17-18 веке - в период, когда мистические учения и мессианские движения обрели невиданный доселе размах среди ашкеназских евреев.

Было бы логично предположить, что мессианские чаяния могли привести к попытке "библейского возрождения", к характерному для ранних сионистов увлечению ближневосточной культурой. Как бы не так! Вместо этого повсюду в Восточной Европе были воздвигнуты деревянные "пагоды" с многоярусными крышами, разрисованные изнутри медитативными картинами, поразительно напоминающими дальневосточную буддийскую иконографию, вплоть до совпадения многих деталей.

Богатейший символизм синагогальной живописи отнюдь не тяготеет лишь к библейским образам, хотя они занимают в нем значительное место. Напротив, мы видим образцы глубочайшего культурного синтеза, органично вписанного в контекст восточноевропейской культуры. Белки и медведи, драконы и уроборосы, слоны и единороги, русалки с львиными головами, кельтские бесконечные узлы, средневековые немецкие замки и так называемое славянское барокко, архаические лесные пейзажи и знаки Зодиака, оттоманские шатры и сплетенные рыбы, обычно известные как символ христианской Троицы, но переосмысленные в терминах каббалистичкого эманационного учения, двухглавый орел и солнце как репрезентации самой Божественности. Наконец, совсем уже неожиданные изображения церкви и мечети, воссоединенные под космическим балдахином мессианского Тиккуна, разрушающего границы между временами и пространствами.

Создание синагогальных "мандал" считалось святым делом, порой делом жизни и смерти художника. Как утверждает легенда, народный художник Хаим Сегаль, легендарный предок Марка Шагала, упал с лесов и погиб, как только завершил работу на росписью могилевской синагоги. Художник-мистик раскрыл свой внутренний мир, и поэтому в мире внешнем для него не осталось места...

Немногие сохранившиеся образцы синагогальной росписи и архитектуры указывают на наличие вполне определенной, чрезвычайно сложной канонической системы символов. Однако, в отличие от христианского церковного канона, еврейская иконография была истинно народным искусством, результатом спонтанных решений и совместного труда множества художников и строителей. К сожалению, именно из-за этого не сохранилось и подробных документов, описывающих символику и каноны этого искусства, которое сегодня приходится расшифровывать по крупицам разбросанной в разных источниках информации.

Еврейская архитектурная традиция отразилась также на исламской культуре. Некоторые путешественники с удивлением отмечали, что некоторые мечети белорусских татар, созданные по заказу мусульман еврейскими зодчими, странных образом напоминали китайские пагоды.

Синагога в Волпе (Беларусь):


Синагога в Шяуленае (Литва):


Роспись Ходоровской синагоги (Западная Украина), реконструированная Музеем Диаспоры в Тель-Авиве:


Иллюстрация легенды о драконе, угрожавшем знаковому немецкому городу Вормс, центру ашкеназской Каббалы, в росписи Могилевской синагоги (Беларусь):


Еще картинки (первые две кликабельны):







(это символ раскрытия апофатического Абсолюта как персонального Бога религии, никоим образом не российский или австро-венгерский герб)

(не знаю значения этого символа)



(райский сад в Хорбской синагоге, Германия)


Обратите внимание на трех карпов. В каббалистической традиции они символизируют трех праотцов, Авраама, Исаака и Якова, и три серии божественных эманаций, отвечающих за благо и неограниченное распространение света, суд и ограничение, и гармонию или истину, составляющую срединный путь и единство всего сущего.

Стертые по ошибке аза грешного, криворукого, комменты:

[User Picture]
From:[info]avrom
Date:July 1st, 2010 08:39 pm (UTC)
Надо еще отметить из этого же ряда - еврейские могильные камни, тот же стиль и набор символов..
И оченть интересно, что в книжных иллюстрациях все это никак не нашло отражения.


[User Picture]
From:[info]laplandian
Date:July 2nd, 2010 03:36 am (UTC)
Эта символика встречается также в средневековых ашкеназских иллюстрированных книгах, мизрахах, паройхесах, "шивиси", украшениях для Сукки.

Про еврейскую иконографию есть две хорошие книги (звучит как оксюморон, но так оно и есть - многие символы обозначают ангелов, Сфирес и самого Всевышнего; кошерность достигается заменой обозначаемого на животных и растения).

Traditional Jewish Papercuts: An Inner World of Art and Symbol

Resplendent Synagogue: Architecture and Worship in an Eighteenth-Century Polish Community


[User Picture]
From:[info]laplandian
Date:July 2nd, 2010 03:45 am (UTC)
Удивительно то, что в этих символах каким-то образом сочетается универсальность, космический Тикун всего на свете, и наиболее глубинное, архаическое выражение иудаизма.


[User Picture]
From:[info]duchifat
Date:July 1st, 2010 10:29 pm (UTC)

ясное дело - хазары :)

В центре еврейского местечка располагалась синагога с двойным куполом в форме пагоды, архитектура которой носила ярко выраженный восточный характер (в данном случае — отнюдь не «ближневосточный»). Евреи Восточной Европы одевались совершенно иначе, чем их единоверцы во Франции или в Германии. Ермолка (слово тюркского происхождения) и штраймл (надеваемая поверх нее меховая шапка) вызывают гораздо больше ассоциаций с жителями Кавказа и степными всадниками, нежели со знатоками Талмуда из Майнца или с торговцами из Вормса.

:)


[User Picture]
From:[info]laplandian
Date:July 2nd, 2010 03:26 am (UTC)

Re: ясное дело - хазары :)

Не-а. Архаты из Шамбалы. Покойный хасидский певец Йонтев Эрлах написал целую книжку на идише про то, что 10 потерянных колен живут в Шамбале.

Но вообще, очень таинственно. Хазары тут не катят, поскольку символика напоминает скорее дальневосточную, а не среднеазиатскую, но при этом прочно связана с мистикой Хасидей Ашкеназ. Удивительно и то, что некоторые символы, на мой взгляд, удивительно похожи на росписи древнейших античных синагог.


[User Picture]
From:[info]duchifat
Date:July 2nd, 2010 05:01 am (UTC)

Re: ясное дело - хазары :)


Божество Тенгри (Бог Неба) общее для китайцев, шумеров, и тюрков (вкл. хазар). Тен или Тянь -- небо на разных языках. "Тянь-Шань"=Тәңри Тағ - "небесные горы", "Тен-ки" по японмски "погода", Дингар - шумерский бог неба и др. Этим словом переводится "Эло-им" на тюркские языки в переводах Танаха.

:)


[User Picture]
From:[info]czerniec
Date:July 3rd, 2010 08:29 pm (UTC)
Спасибо! Изумительно. Но... простите за невежество, как всё-же с ограничениями на изображения? Как его обходили? Или его не было?


[User Picture]
From:[info]laplandian
Date:July 4th, 2010 03:23 am (UTC)
В европейском ортодоксальном иудаизме запрещены только объемные изображения людей. И то, есть ньюансы. Барельефы по многим мнениям разрешены. Почти никто сегодня не запрещает куклы, хотя в 19 веке были серьезные разногласия на эту тему.

С другой стороны, известны и более строгие мнения, запрещающие любые изображения людей и животных. Эти мнения были популярны в исламских странах, явно под влиянием ислама.

В ашкеназских деревянных синагогах почти не было изображений людей, за исключением протянутых рук, закутанных фигур, и, очень редко, черных силуэтов. Однако, в этой иконографии все же присутствует серьезное расхождение с мейнстримным иудаизмом, который запрещает репрезентации Бога, божественных эманаций и ангелов. Этот запрет обходили путем замены прямых репрезентаций на животных и птиц. Однако, с точки зрения мистика, эти изображения являются настоящей иконографией, отображением человеческого восприятия Божественного, подобного священным зверям в видении Иезеекииля.

Народный иудаизм сумел деконструировать это противоречие. Эти изображения настолько проникнуты архаическим видением духовных миров, настолько оторваны от обыденного мира, что не могут считаться идолами. Однако, при этом в них подчеркнута связь с земным миром, но не с грубой материей, а с ее сакральной изнанкой, миром божественных отражений.

Другой важный момент, как мне кажется, состоит в том, что еврейская животная иконография возникла в период расцвета антиномических, гностических и пантеистических течений в иудаизме. Художники могли запросто проигнорировать формальные запреты ради более высокой цели, превосходящей закон.

Subscribe

  • עסק יש — אַ שיקסע

    Ну а вдогонку, милое и романтическое. Стихотворение-палиндром, написанное на пароме по дороге из Манхеттена в Статен-Айленд. Точный палиндром, буква…

  • דאָלוי פּאָליציי

    В честь наступающего трехлетнего юбилея славного революционного движения "Оккупируй Уолл Стрит", активное участие в котором радикально и драматически…

  • Иисус Навин: нацист или революционер?

    Иисус Навин, Йеошуа бин Нун или Йуша ибн Нун - один из немногих библейских персонажей, уважаемых во всех трех основных авраамических религиях. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments

  • עסק יש — אַ שיקסע

    Ну а вдогонку, милое и романтическое. Стихотворение-палиндром, написанное на пароме по дороге из Манхеттена в Статен-Айленд. Точный палиндром, буква…

  • דאָלוי פּאָליציי

    В честь наступающего трехлетнего юбилея славного революционного движения "Оккупируй Уолл Стрит", активное участие в котором радикально и драматически…

  • Иисус Навин: нацист или революционер?

    Иисус Навин, Йеошуа бин Нун или Йуша ибн Нун - один из немногих библейских персонажей, уважаемых во всех трех основных авраамических религиях. В…